Конка появилась в Воронеже в конце XIX века.Основные городские пассажироперевозки осуществлялись извозчиками, тогдашним аналогом современного такси. Основным местом их нахождения являлась извозчичья биржа на Староконной площади (часть современной пл. Ленина), где любой житель города,согласно установленной таксе,мог договориться с извозчиком о доставке в любую часть города. Но далеко не все жители могли себе позволить отдельный экипаж, да и извозчики, как вид транспорта, уже не отвечали нуждам города. Во второй половине 1886 года воронежские предприниматели статский советник инженер Андрей Николаевич Горчаков и кандидат права Леонид Петрович Блюммер предложили городской думе на рассмотрение проект о строительстве в Воронеже конно-железной дороги, или попросту, конки. В течении четырех лет, под руководством предприимчивого инженера велось строительство конно-железной дороги. По центральным улицам города были проложены стальные рельсы в две колеи шириной 1 метр.
11 августа (23 по новому стилю) 1891 года открылось движение по первому маршруту конно-железной дороги — от станции железной дороги по Большой Дворянской (проспект Революции) к Ново-Митрофановской церкви (район современного цирка). С этого дня, пассажирские вагоны и грузовые платформы с помощью одной или пары лошадей, управляемых кучером, начали свое движение по улицам города.
Пассажирские вагоны вмещали до 20 человек. По аналогии с железнодорожным транспортом у конки имелся первый класс, в нем пассажиры восседали под крышей. В каждом экипаже присутствовал кондуктор, продававший литерные билеты. Каждый вагон был оснащен тормозами, фонарями и номером. На видном месте, внутри вагона, обязательно вывешивались правила для пассажиров.
К началу XX века в Воронеже действовали три маршрута конно-железной дороги, все они были проложены по большей части в центре города.
За три десятка лет своего существования, конка показала себя как удобный и доступный городской транспорт, поистине достойный звания «общественный». Уже к 1915 году конно-железной дорогой воспользовались свыше двух миллионов ста тысяч пассажиров. Но время и техническая мысль не стоят на месте — утвержденный в 1914 году план строительства электрического трамвая положил конец «конному» веку. С началом первой мировой войны, строительство трамвая стало невозможным, и конка продолжала успешно действовать. Но в условиях общего экономического кризиса, обусловленного продолжительной войной, а затем с началом революции и гражданской войны, конка стала приходить в упадок. В 1922г. по городским маршрутам уже курсировал всего один вагон, а вскоре возобновившееся строительство трамвая окончательно закрыло движение конки.
Городской транспорт.
Конка в начала 1900-х.
Конка 1914 год.
Серия сообщений "Транспорт":В этих рубриках будет освещаться всё, что относится к транспорту, в основном к исчезнувшему с улиц города.
Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. (Золотой телёнок, из речи О.Бендера)
Часть 1 - Воронеж транспортный
Часть 2 - Воронеж медицинский
Часть 3 - Железная дорога в Воронеже
Часть 4 - Конка в Воронеже
Часть 5 - Управление ЮВЖД
Часть 6 - Железнодорожный вокзал Воронеж-I
...
Часть 8 - Выставка ретро-автомобилей в День Победы
Часть 9 - Северный мост
Часть 10 - Проспект Революции, 18. ЮВЖД.