Кузькин.. продолжение истории Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...
100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...
Наследие предков - молодым! - (0)Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...
Еврейское кладбище - (0)Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...
Музей "Костёнки". - (0)В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...
Проспект Революции, 18. ЮВЖД. |
Про одну из визитных карточек города Воронежа, а именно - здание ЮВЖД, я уже писала. А теперь узнаем подробнее как это здание строилось. Послушаем, как описывают ЮВЖД А.Акиньшин и О.Ласунский в "Записках старого пешехода":
В каждом приличном городе, даже если он провинциальный, должен быть хоть один небоскреб – иначе это уже не город, а так себе, поселок... В Воронеже тоже есть маленький небоскреб – в нем разместилось управление Юго-Восточной железной дороги. Строгий силуэт его шпиля заметен издалека и отовсюду, особенно же хорош на фоне ломаной линии предвечернего правобережья, если смотреть с противоположной стороны водохранилища. Башня со шпилем давно превратилась в своего рода визитную карточку города. Она украшает почтовые открытки и конверты, нагрудные значки, обложки краеведческих изданий. Молодежи, наверно, трудно представить Воронеж без этой архитектурной достопримечательности.
Но кое-кто еще не забыл той поры, когда серой громадины с колоннами не было, и только в глубине усадьбы красовался симпатичный старинный особняк, в котором нынче – художественный музей (об этом доме позднее).
Весной 1929 года тут появился забор, и зеваки из числа прохожих сквозь щели с изумлением созерцали то, что происходило внутри. В котлован жутко было посмотреть – такой он глубокий: землекопы в нем казались муравьями.
Работы шли ударными темпами. Летом начали класть фундамент. Цемента, опалубки, железной арматуры и прочих материалов требовалось в таком количестве, что не хватало обычных транспортных средств. Тогда подвели к площадке узкоколейку, и крошечный паровозик, посвистывая от натуги, подкатывал платформы для разгрузки. Газета уже сообщила, что возводится самое большое в Воронеже здание, и по мере того как росли стены, обыватели судачили меж собой, во сколько же обойдется Наркомату путей сообщения эта «стройка века».
Чаще других здесь можно было видеть местного архитектора Николая Владимировича Троицкого : ведь именно он победил московского коллегу в конкурсе на лучший проект. Воздвигаемое здание было в сущности первым детищем Троицкого, и понятно, с какой ревнивой заинтересованностью следил он за ходом осуществления своего замысла.
В 1932 году четырехэтажная, на высоком цоколе, каменная цитадель, выходившая сразу на три улицы (проспект Революции, Университетскую и Ф. Энгельса) и сооруженная в модном конструктивистском стиле (прямые вертикальные плоскости, масса стекла, никаких ухищрений), приняла в свое чрево многошумное железнодорожное ведомство. А Троицкий, пережив триумф, получил завидный заказ: спланировать по соседству еще одно здание. Оно предназначалось для управления строительством магистрали «Москва-Донбасс». Через два года оба дома, сросшиеся как сиамские близнецы, занимали целый квартал на главной улице города. Мимо, тренькая, бежали трамваи, мчались полуторки и эмки, а парни в необъятных брюках восторженно задирали головы, оглядывая чудо современного воронежского зодчества.
Потом была война, которая, как известно, не обходится без артобстрела и авианалетов. Люди еще могут спрятаться в убежище, а вот строения беззащитны перед снарядами и бомбами. У Николая Владимировича едва не разорвалось от горечи сердце, когда, вернувшись из эвакуации, он увидел, во что превратились его любимцы. Уцелели одни стены да балки, но и они были иссечены осколками и обожжены огнем. Специалисты сошлись во мнении: будет лучше, если Троицкий соединит оба здания вместе, добавит этажности и придаст новому сооружению вполне классическое обличье. Угловую часть здания (на пересечении улиц Университетской и Ф. Энгельса) решено было восстановить как отдельный жилой дом.
Это и было сделано в течение 1948-1952 годов. Вознеслась над проспектом величественная колоннада, были прорезаны три монументальные арки, а небеса пронзила 70-метровая башня, не уступавшая по высоте четырехъярусной колокольне Митрофановского монастыря, которую богомольцы могли видеть за много верст от города. Ходило немало забавных историй о том, как в 50-е годы приехавшие из глухой сельской глубинки старушки истово крестились на башню, принимая ее издали за церковь («Троицкая», дескать!).
Кому-то башня нравилась, а кому-то, оказывается, нет. Похоже, ее в первую очередь и имели в виду авторы правительственного постановления осенью 1955 года, в котором творение Н.В. Троицкого фигурировало как пример зловредного излишества в архитектуре. Но... оценки меняются. и сегодня все мы ощущали бы себя обкраденными, если бы вдруг из городского пейзажа неожиданно исчез силуэт знаменитой башни с часами.
Кстати, о часах. Четыре циферблата, каждый из которых по диаметру раза в полтора больше среднего человеческого роста, глядят на все стороны света. Часы были изготовлены по специальному заказу на заводе «Электросигнал» и установлены в 1956-1957 годах. Длинная, почти полутораметровая стрелка передвигается раз в минуту, и делается это с помощью электромотора. Начинка часов весьма надежная, и они уже много лет исправно показывают время, которое, увы, стремительно превращается из настоящего а прошедшее.
...Вам не приходилось бывать в здании, полукругом выходящем на перекресток трех улиц? Жаль. Вы получили бы удовольствие, бродя по гулким длинным коридорам, где впору на велосипедах кататься, поднимаясь по широченным лестницам, созерцая все это великолепие.
На дверях кабинетов висят таблички с такими мудреными названиями, что у постороннего человека рассудок может помутиться. Железнодорожники придумали себе собственный язык, этакую азбуку хитроумных условных обозначений, и отгородились им от простых смертных. В цокольном этаже помещается типография «Транспорт». Для истинного книжника непередаваемо сладостен запах типографской краски, а монотонное движение машины, из-под валиков которой выскакивают оттиснутые листы, завораживает. Даже прохожие с любопытством заглядывают в окна полуподвала, где на их глазах совершается таинство печатания.
Здание управления ЮВЖД (теперь там находится еще и банк «Юго-Восток») – одна из двух доминантных точек проспекта: вторая – это построенный рядом Благовещенский собор. В сумерках, когда стены и сами башенные часы подсвечены специальными электрическими лампами, здание плывет в зыблющемся воздухе, как огромный океанский лайнер.
Теперь каждый прохожий может узнать, что творцом каменного чуда является архитектор Николай Владимирович Троицкий. Об этом информирует небольшая досочка, укрепленная возле парадного входа (огорчают лишь ошибки в обозначении дат).
При взгляде на досочку пусть каждый из нас вспомнит и о том, что Н.В. Троицкий в трудные послевоенные годы (1943-1951) был главным городским архитектором и именно ему мы обязаны восстановлением исторической части Воронежа, прежде всего проспекта Революции.
По состоянию на 2012 год в здании располагаются: Арт Коллекция (художественная галерея), Вперёд (еженедельная газета), Управление ЮВДЖ, Центр по гидрометеорологическому мониторингу.
Серия сообщений "Транспорт":В этих рубриках будет освещаться всё, что относится к транспорту, в основном к исчезнувшему с улиц города. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. (Золотой телёнок, из речи О.Бендера)Часть 1 - Воронеж транспортный
Часть 2 - Воронеж медицинский
...
Часть 8 - Выставка ретро-автомобилей в День Победы
Часть 9 - Северный мост
Часть 10 - Проспект Революции, 18. ЮВЖД.
Рубрики: | ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |