Кузькин.. продолжение истории Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...
100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...
Наследие предков - молодым! - (0)Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...
Еврейское кладбище - (0)Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...
Музей "Костёнки". - (0)В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...
Проспект Революции, 50. Театр Кукол "Шут" |
Воронежский Театр Кукол знаком не только жителям города. В современной архитектуре не часто встретишь творческий подход. На крыше здания и на заднем дворике расположились знакомые персонажи из известных всем сказок. Перед зданием расположился фонтанчик, также выполненный в сказочном стиле. Ну и, конечно же, знаменитый Белый Бим Черное Ухо, ставший легендой и одним из символов Воронежа. Познакомимся поближе с историей этого места и его обитателями. Так как изображений самофаловских угодий практически не имеется, рассказ будет сопровождаться современными фотографиями.
Персоналии, упоминающиеся далее:
Адлер Федор Иванович (ок. 1833-1891), купец
Васильев Дмитрий Николаевич (1873 - после 1918), архитектор
Вольховский Валерий Аркадьевич (1938-2003), режиссер
Дикунов Иван Павлович (род. 1941), скульптор
Клепинин Владимир Дмитриевич (род. 1949), художник
Кораблинов Владимир Александрович (1906-1989), писатель
Меринов Вадим Трофимович (род. 1947), художник
Миронов Александр Васильевич (1902-1980), архитектор
Недетовский Григорий Иванович (1846-1922), писатель
Пак Эльза Николаевна (род. 1942), скульптор
Пучков Станислав Васильевич (1929-1983), инженер-конструктор
Самофалов Дмитрий Григорьевич (1846 - после 1918), купец
Семыкин Василий Иванович, купец
Семыкин Дмитрий Семенович, купец
Семыкины Алексей, Сергей и Раиса, дети Василия Ивановича
Суворков Николай Федорович (род. 1938), художник
Суворкова Зоя Петровна (род. 1937), художник
Топоев Николай Самуилович (1946-2009), архитектор
Троепольский Гавриил Николаевич (1905-1995), писатель
Фролов Валентин Глебович (род. в 1955), архитектор
Циолковский Александр Эдуардович (1850-1906), чиновник
Род Семыкиных в местной купеческой гильдии пользовался заслуженным авторитетом. Усадьба почетного гражданина Дмитрия Семеновича Семыкина протянулась по Б. Дворянской на полсотни метров. В 1870-е годы на ней, помимо двухэтажного каменного особняка с вычурным фасадом, стояли еще три флигеля, а сад тянулся почти до Малой Дворянской. В 1884 году уже новый хозяин (но тоже из Семыкиных – Василий Иванович) строит еще один флигель справа: он почти вплотную примыкал к особняку Федора Ивановича Адлера. Последний был раздражен этим и обратился в городскую управу с запросом, имеет ли г-н Семыкин право устраивать парадный вход в прогале между домами. Вообще между соседями разгорелась настоящая баталия, доставившая чиновникам немало хлопот. Когда В. И. Семыкин попытался поставить на меже экипажный сарай, Адлер снова запротестовал, и власти запретили такое самоуправство. Так и жили они во взаимной вражде. Впрочем, Василий Иванович вскоре умер, и в 1889 году имением владели его отпрыски – потомственные почетные граждане Алексей, Сергей и Раиса Семыкины, а также их сестра, купеческая жена Александра Балашова.
Однако Семыкиным-младшим не удалось совладать с аппетитами жадного до недвижимости Д. Г. Самофалова, этого денежного мешка, туго набитого крупными купюрами. Весной 1894 года все разнообразные постройки на этом участке уже числились за мильонщиком. Нижние этажи были заняты под торговые заведения (в магазине Бреннера дамы покупали белье и швейцарское шитье), квартиры снимали нотариус и обойщик мебели, а в одном из двухэтажных флигелей разместилось губернское управление государственных имуществ. Оно подчинялось соответствующему министерству и ведало принадлежавшими государству природными богатствами – землями, лесами, реками и пр. Между прочим, по лесной части служил тогда в управлении Александр Эдуардович Циолковский, старший брат «отца русской космонавтики».
...Итак, на нашем пути вновь возникла персона Дмитрия Григорьевича Самофалова. Его имя не сходило со страниц местной прессы. Следы кипучей деятельности этого предпринимателя встречались в Воронеже на каждом шагу. Металлические трубы и печи, решетки оград, чугунные надгробья, навесы с опорными столбиками – все это производилось на самофаловских заводах.
Двухэтажное строение в глубине бывшего семыкинского двора Д. Г. Самофалов сдавал в аренду городу: уже в 1891 году там размещалась прогимназия, затем преобразованная во вторую мужскую гимназию. Учебный корпус со стороны Б. Дворянской был скрыт от глаз постройками, и, чтоб ученикам и преподавателям попасть к себе, надо было преодолеть низкий каменный туннель, прорубленный в соседнем доме. Здание было совершенно непритязательным, с низко посаженными окнами первого этажа. В 1905 году гимназический корпус расширили по проекту Д. Н. Васильева.
В 1900 году директором прогимназии назначили Григория Ивановича Недетовского, при нем она превратилась в гимназию. Педагогическому поприщу он отдал несколько десятилетий. Он любил эту работу, и дети тоже любили своего наставника. Григорий Иванович был строг, но справедлив, наушничества не терпел, а если кого из питомцев и выделял, то лишь по уму и таланту.
Кстати, среди тех, кто попал сюда в форменной фуражке и с ранцем за спиной, был и Володя Кораблинов. Много лет спустя он станет художником, поэтом, прозаиком, украсит книжные полки целой библиотекой повестей и романов.
Григорий Иванович тоже был писателем, но, по иронии судьбы, сам накликал себе будущее, выбрав псевдоним "О. Забытый". Его теперь действительно почти не вспоминают, а ведь в прежнюю пору его крестьянскими рассказами и повестью "Миражи" (о внутренней драме двух преподавателей духовной семинарии) публика зачитывалась.
В 1942 году бывший гимназический корпус был разбит почти до основания. Но восстановители не пренебрегли даже фундаментами. Первоначально планировалось поставить 4-этажный Дом Учителя: по мысли архитектора А. В. Миронова, вкупе со зданиями справа и слева мог бы образоваться выразительный ансамбль. Потом от этой затеи отказались. Ограничились тем, что в 1950 году восстановили двухэтажное строение, и оно долгие годы верно служило культуре: здесь размещался Клуб студентов, Дом художественной самодеятельности профсоюзов, отмечались литературные юбилеи, проходили концерты. А в 1984 году открылся кукольный театр. C 1987 по 2003 год художественным руководителем театра кукол «Шут» был Валерий Аркадьевич Вольховский.
1950-1960-е:
Здание фактически возведено заново. Оригинальность проекта настолько очевидна, что авторский коллектив в 1990 году был удостоен Государственной премии РСФСР. Кто же творцы чудо-теремка? Архитекторы Н. С. Топоев и В. Г. Фролов, главный конструктор инженер С.В. Пучков и другие. А прекрасные интерьеры и скульптурная галерея снаружи обязаны вдохновению художника-монументалиста В. Клепинина, керамистов Н. и З. Суворковых, В. Меринова, ваятелей И. Дикунова и Э. Пак. Жаль только, что декоративные часы на торце здания соседнего дома так и не действуют, а механические марионетки на фасаде театра никак не хотят двигаться. Но ведь без недоделок у нас не бывает!
На площадке перед Театром Кукол в сентябре 1998 года появился Белый Бим Черное ухо. Фигурка верного пса, героя замечательной повести Гавриила Троепольского, отлита по модели, изготовленной скульпторами И. П. Дикуновым и Э. Н. Пак. Одно время в публике слышались недоуменные и даже раздраженные голоса: почему собака сидит прямо на земле, не лучше ли изваяние приподнять на постамент?... Г. Н. Троепольскому пришлась по душе идея установить памятник в самой гуще играющей детворы. Литературный персонаж сошел со страниц книги, обрел металлическую плоть и продолжает исполнять завещанную писателем роль: напоминать погрязшим в грехах людям о нравственных святынях.
Задний дворик:
Серия сообщений "Театр, Кино, Цирк, ДК":Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда. (Фаина Раневская)Часть 1 - Воронежские театры
Часть 2 - Из истории воронежских кинотеатров и филармонии
...
Часть 10 - Дурова (улица и музей)
Часть 11 - Новая жизнь ДК (бывшего клуба ГОО)
Часть 12 - Проспект Революции, 50. Театр Кукол "Шут"
Часть 13 - Проспект Революции, 55. Театр драмы им. Кольцова - Зимний
Часть 14 - Проспект Революции, 56. К/т "Пролетарий"
Часть 15 - Оперетта «Летучая мышь»
Рубрики: | ИСКУССТВО ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДА Описание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |