Проспект Революции, 56. К/т "Пролетарий"
|
|
Воскресенье, 13 Января 2013 г. 17:25
+ в цитатник
О кинотеатре "Пролетарий" написано немало, это здание известно всем, во всяком случае современная его пристройка. Мы часто проходим мимо старого здания кинотеатра и многие из нас даже не подозревают, что из-под самого карниза за нами внимательно наблюдают шесть древнегреческих муз. По обыкновению давайте перенесемся назад и посмотрим как развивалась история дома №56.
Персоналии, упоминающиеся далее:
Андрианов Алексей Алексеевич (?-1909), владелец похоронного бюро
Валукинский Николай Васильевич (1886-1950), художник, краевед
Замятнин Михаил Николаевич (1877-1929), архитектор
Заркевич Владимир Николаевич (1910-1994), краевед
Львов Юрий Владимирович (род. 1927), архитектор
Соколов Семен Иванович (1802-1868), архитектор
Терехин И.В., владелец книжного магазина
Шуклин Андриан Федотович, купец
Шуклин Николай Тимофеевич (ок. 1870 - после 1917), купец
Шуклин Тимофей Андрианович (?-1888), купец
Самая оживленная в Воронеже площадь – Никитинская, а ее наиболее бойкий кусочек – у кинотеатра «Пролетарий» (или у «Пролетки»). Там назначаются свидания, там всегда можно найти собеседника. Да и просто приятно ощутить волшебную силу немолчного человеческого прибоя. Влечет сюда и само здание, которое при нашей зодческой скудности греет душу нестандартностью своих форм. Можно по-разному относиться к выпученному стеклянному глазу кинотеатра, но следует признать: он разнообразил округу и в совокупности с другими главными архитектурными линиями («Утюжок», «Госбанк») придает площади какой-то особый, домашний уют.
История этого места чрезвычайно занимательна. По сведениям мемуариста С.И. Соколова, в 1814 году «угольный» дом принадлежал некоему Касимовскому. В середине XIX столетия он перешел к шуклиновскому клану – Андриану, Тимофею и Николаю (деду, сыну и внуку). На усадьбе стояли десятки хозяйственных служб. Да и сам особняк, глядевший фасадом на Б. Дворянскую, постепенно разрастался. В 1875 году потомственный почетный гражданин Тимофей Андрианович Шуклин делает к нему пристройку, а через четыре года – капитальную перестройку. Постоянно надстраивались и расширялись флигели. Империя торговцев Шуклиных благоденствовала. Под ее сенью процветали и те, кто снимал помещение в престижном доме. Например, часовщик Михаил Епифанов и булочник Адольф Ренгиль (1861), Алексей Андрианов со своим «Бюро похоронных процессий», где предлагались гробы на любой вкус – дубовые, цинковые, глазетовые, бархатные и проч. (1899), Терехин и Ко, содержавшие здесь писчебумажный и книжный магазин, в котором при желании можно было купить и пишущие машинки марки «Ундервуд» (1913).
В 1910 году шуклинские угодья простирались по Б. Дворянской на 40 саженей (85 метров) и по Б. Садовой (ныне ул. К. Маркса) на 50 саженей (106 метров). Стояли здесь тогда несколько строений: здание со скошенным углом (в 1930-е это был «Торгсин»), правее одноэтажный дом и далее – флигель торцом на улицу и еще один, двухэтажный, флигель в форме буквы «П». На месте первого из этих флигелей и был возведен синематограф «Увечный воин».
Когда на рубеже столетий родился «великий немой» (так метафорически именовалось кино), в губернских центрах стали возникать специальные театры с белым полотнищем экрана и бренчащими на пианино таперами. Николай Тимофеевич Шуклин решил тряхнуть мошной и удивить честной мир: строить так строить! Призвал городского архитектора Михаила Николаевича Замятнина: дескать, надо постараться! Замятнин не возражал. Он любил свою работу и оттого, наверное, стал одним из самых плодовитых зодчих а нашем крае. Игре его пространственной фантазии обязаны многие примечательные дома, появившиеся в предреволюционном Воронеже.
Купеческий заказ – чтоб было самое большое в городе здание! – Михаил Николаевич исполнил в популярном тогда стиле модерн. Была нанята бригада первоклассных каменщиков, плотников, столяров. Старожил В.Н. Заркевич уверял, что вместе с ними работали и военнопленные из австро-венгерской армии. Строительство, начавшись в 1915 году, завершилось осенью 1917 года: на мемориальной досочке, укрепленной на стене кинотеатра, неправильно указана дата, да и фамилия автора выбита неверно: «Замятин» вместо «Замятнин».
Михаил Николаевич много внимания уделил отделке фасада. Он использовал полуколонны, балконы, балюстраду, арочные проемы, а на четвертом этаже поверх карниза установил скульптурные изображения шести муз. Судя по печатным намекам, эти фигуры были изготовлены художником Н.В. Валукинским. Музы помещены, пожалуй, слишком высоко, и потому об их существовании многие прохожие даже не догадываются.
Кинотеатр открылся во время первой мировой войны, когда в губернии находилось множество раненых солдат, лечившихся в лазаретах. Отцам города хотелось как-то выказать свое уважение к этим страдальцам. Н.Т. Шуклин согласился, новое заведение так и назвали – «Увечный воин». С 1918 года кинотеатр стал «Пролетарием». Не ждет ли его еще одно переименование?
Здание синематографа еще не было введено в эксплуатацию, когда некоторые, спешно оборудованные помещения были отданы под различные заведения, рожденные тогдашними социальными обстоятельствами. Так, в 1916 году здесь появилась редакция журнала «В дни войны» (он только что возник), а на первом этаже Дамский комитет устроил быстро завоевавшее популярность кафе «Чашка чаю»: средства, вырученные от благотворительных акций, поступали на нужды армии.
Много лет «Пролетарий» оставался самым крупным кинотеатром, куда горожане съезжались отдохнуть и поразвлечься. Последнюю войну сооружение перенесло относительно благополучно: выбитые окна и сгоревшие стропила не в счет. Восстановительной операцией руководил приехавший из Грузии архитектор Н.П. Лабженидзе.
В послевоенные годы в «Пролетарии» был неплохой сервис. О зрителях накануне сеанса заботились: в читальне – свежие газеты, в зале ожидания демонстрировалась на малом экране хроника, а буфет просто ломился от яств. Что касается влюбленных, то они целовались в задних рядах точно так же, как и сейчас.
Постепенно город рос, больше появлялось студенческой молодежи, фильмы становились все детективнее, и здание под наплывом энергичной публики едва ли не трещало по швам. К кассам выстраивались длинные очереди.
И тогда было решено: к свободному торцу, там, где висело огромное панно с портретом хитро прищурившегося Ильича и надписью «Верной дорогой идете, товарищи!» (особенно потешало алкашей, бредущих опохмелиться в соседнее кафе «Красный мак»), пристроить дополнительный корпус.
Юрий Владимирович Львов предложил оригинальный вариант проекта: стеклянный козырек на мощных, облицованных гранитом опорах, большой зал, круто уходящий вниз, еще один, вовсе утопленный в землю. В течение 1966-1969 годов чертежи превращались в натуру, и когда первые зрители попали в реконструированный театр, они ахнули от восхищения.
Тогда же, по предложению Ю.В. Львова, отрезок улицы К. Маркса – от площади до улицы Ф. Энгельса – стал непроезжим. На нем высадили плакучие ивы и разбили розариум. Через несколько лет сюда, на прежнее свое место, вернулся памятник поэту Никитину; сначала опасались, что он не будет смотреться на фоне глухой плоскости нового здания. Но все обошлось, монумент удачно вписался в уличную перспективу и придал завершенность площади, носящей имя его героя. Кстати, с 2002 года сквер позади памятника стал официально зваться Никитинским.
На заре перестройки тут, за статуей поэта образовался своеобразный «Гайд-парк», где позволялось развешивать самые смелые политические плакаты и говорить о властях все, что думаешь. Здесь выпускался пар из общественного котла, давление к котором достигло критической отметки. Сейчас уже смешно и даже грустно вспомнить о тех днях всеобщей эйфории по поводу дарованной свыше гласности. Но это нужно было пережить, перечувствовать. Многим из воронежцев останется навсегда памятным этот кусочек улицы.
В недавние времена «Пролетарий» был внутри серьезно модернизирован, аппаратные оснащены новой проекционной техникой, что позволило администрации кинотеатра не потонуть в штормовом море понимаемой по-российски рыночной экономики.
По состоянию на 2012 год в здании располагаются: Жар-Пицца (сеть ресторанов быстрого питания), Пролетарий (кинотеатр), Хабиби (магазин кальянов и сувениров), Хуторок (кафе), Центральный районный суд, Lucky Luciano (ночной стрип-клуб).
Серия сообщений "Театр, Кино, Цирк, ДК":Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда. (Фаина Раневская)
Часть 1 - Воронежские театры
Часть 2 - Из истории воронежских кинотеатров и филармонии
...
Часть 12 - Проспект Революции, 50. Театр Кукол "Шут"
Часть 13 - Проспект Революции, 55. Театр драмы им. Кольцова - Зимний
Часть 14 - Проспект Революции, 56. К/т "Пролетарий"
Часть 15 - Оперетта «Летучая мышь»
Рубрики:
| ИСКУССТВО ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской).
Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
|
Метки:
кинотеатр
проспект революции
замятнин
Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям
-
3
Запись понравилась
-
1
Процитировали
-
0
Сохранили
-