Кузькин.. продолжение истории Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...
100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...
Наследие предков - молодым! - (0)Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...
Еврейское кладбище - (0)Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...
Музей "Костёнки". - (0)В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...
Проспект Революции, 51 и 53. |
Сегодня речь пойдет о двух зданиях, появившихся на проспекте Революции в 1950-х годах.
Персоналии, упоминающиеся далее:
Бухонов Николай Федорович (1859 - после 1917), купец
Бухонов Федор Федорович (1819 - после 1875), купец
Дуров Анатолий Леонидович (1864-1916), артист цирка
Левицкий Владимир Сергеевич (1907-1990), архитектор
Малкин Лев Абрамович, купец
Никитин Михаил Алексеевич (1868 - ?), домовладелец
Селиверстов Моисей Николаевич (1872-1942), фотограф
Троицкий Николай Владимирович (1900-1984), архитектор
Шведская Пелагея Викторовна, вдова капитана
Шуклин Андриан Федотович, купец
Шуклин Тимофей Андрианович (? - 1888), купец
К сожалению, мало сведений сохранилось о том, что находилось на территории, занимаемой домом № 53, рядом с Госбанком. Известно лишь, что стоявший там особняк принадлежал попеременно разным хозяевам из купеческого сословия – Шуклиным (династии энергичных воронежских капиталистов), Андриану, потом Тимофею, еще кому-то. По городскому плану 1910 года в нем размещалась фотографическая студия М.Н. Селиверстова: прижимистые домовладельцы постоянно заставляли его искать пристанище подешевле.
Мастеров светописи в Воронеже было немало, но селиверстовское ателье, где бы оно ни располагалось, пользовалось особой популярностью. Здесь всегда было полно «реалистов» и гимназисток, заказывавших групповые снимки на память. Захаживали сюда и солидные отцы семейств. Сама марка заведения гарантировала высокое качество продукции. И по сей день можно встретить прекрасной сохранности фотографии с фирменной атрибутикой. Как-то в нашей областной библиотеке – Никитинке – устроили выставку фотографий местного происхождения. Было представлено около десятка дореволюционных студий. Моисей Николаевич Селиверстов выделялся своими работами, выполненными на грани подлинного искусства.
...Все эти двухэтажные домишки разделили судьбу многих своих собратьев, которых в 1942 году разметала мощная взрывная волна. Восстановлению они практически не подлежали, да и не слишком ли большой роскошью было бы их оставлять, когда жилья катастрофически не хватало? Старье безжалостно снесли, а на освободившейся площадке появились те два строения, похожие друг на друга, возле которых мы прервали свой путь.
Отцом каменных близнецов (№49 и №53) стал архитектор Владимир Сергеевич Левицкий в 1953 году. Специалисты уже в ту пору проявляли недовольство проектом. Н.В. Троицкому, например, не понравились малые размеры и пропорции окон, большие глухие простенки, неоправданные конструктивно фронтоны на угловых частях зданий.
Что же касается дома № 51, то это, пожалуй, наиболее безликое и безвкусное строение на протяжении всего проспекта. Оно возникло как-то тишком, незаметно, с большим отступом от красной линии, между «Золотым ключиком» (№49) и «Сувенирами». Первый этаж отдали под магазин «Овощи-фрукты», где в советские времена продавали гнилую картошку и неизменную кабачковую икру. Зато для выпивох, с появлением рядом специфического ларечка, тут был райский уголок. Теперь помещение магазина поделили надвое, пробили новый вход, и хозяйки при необходимости могут запастись для семейного стола продуктами, а для себя и детишек – одеждой.
По своему стилю (если тут вообще применимо столь серьезное понятие) дом № 51 – типичная «хрущевка». Для молодых читателей поясняем: «хрущевками» меткая народная молва окрестила маломерные убогие пятиэтажки с низкими потолками, проходными комнатами, совмещенными санузлами и прочими бытовыми прелестями. Они, как грибы, возникали в эпоху хрущевского царствования. Новоселам выбирать не приходилось, они были рады и этому.
В Москве такие дома уже начали понемногу ломать и на их месте возводить современное комфортабельное жилье. В провинции до этого пока не дошло. Что же касается центральной магистрали Воронежа, то утешает одно: здешняя «хрущевка» задвинута на задний план и не портит общего вида.
В 1992 году во дворе дома № 51 впервые была отслужена панихида по убиенным отрокам и отроковицам. Ведь неподалеку, во всю длину квартала, в предвоенные годы располагался Сад Пионеров – с каруселями, эстрадой, зверинцем. Гитлеровские летчики сознательно сбросили сюда смертоносный груз: погибло много ребят. 13 июня (это и есть роковой день) 1992 года это траурное место было отмечено мемориальным знаком (автор композиции – скульптор А.В. Мельниченко). У валуна с вмонтированной в него чугунной доской часто можно видеть живые цветы. Ежегодно тут проходит скорбный митинг, свидетели трагедии – их становится все меньше – рассказывают, как все случилось. Грустно, что не дожила до этого писательница О.К. Кретова, раньше и громче других заговорившая о необходимости помнить горчайшую страницу воронежской истории.
Свободного пространства между домами-соседями (потом тут был возведен металлический павильон с магазином «Вояж») до войны не существовало. Стоял здесь вплотную к другим двухэтажный каменный особняк в виде буквы «Г» с глубокими сводчатыми подвалами. Владели им раньше разные лица. В 1875 году у Алексея, Федота и Александры Шуклиных и вдовы капитана Пелагеи Викторовны Шведской здание приобрел купец Федор Федорович Бухонов. Усадебная территория с садом тянулась тогда узкой полосой почти до самой Мясницкой (ныне Театральной). В 1902 в дом бухоновских наследников (документы называют, правда, лишь одного из них, Николая Федоровича) переходит завод искусственных и минеральных вод Л.А. Малкина. Спустя четыре года новый хозяин, некто Богданов, принимает под свой кров похоронное бюро российского торгового дома «Л. Коляскин и Ко» (центральная контора фирмы находилась в Петербурге). В январе 1916 здание купил Михаил Алексеевич Никитин, но уже в августе того же года продал часть имения с домом Ивану Ивановичу Винокурову. К этому времени здесь размещались: внизу – три магазина, вверху – синематограф с небольшим зрительным зальчиком, где крутили немые фильмы (он именовался «Биограф» и был открыт 7 августа 1907 года). Картины менялись еженедельно, билеты стоили 20 копеек для взрослых и 15 – для детей. В 1909 году, после серьезного ремонта, фойе стало просторней, а зрительный зал расширился на 16 аршин. Появилась новая, усовершенствованная машина для демонстрации фильмов – она исключала пожар от самовозгорания целлулоидной ленты. Большой популярностью пользовалась комическая «Война животных», инсценированная Анатолием Дуровым в своей воронежской усадьбе; в картине участвовало до полусотни «героев» - собак, свиней, гусей, кур, индеек и пр.
Нынче тут за каждый метр торговой площади борются разные «шопы», а народ безучастно движется вдоль торговых павильонов.
По состоянию на 2012 год в здании № 51 размещаются: «Карузо» (кафе), Универсал (компания по автоматизации гостинично-ресторанного бизнеса), а в здании № 53: Гостиный дом (гостиница), Реноме (магазин одежды), СМП (банк), Солнце Майами (студия загара), Студия моды.
Рубрики: | ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДАОписание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской). Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |