-Рубрики

 -Цитатник

Современное искусство - (0)

Кузькин.. продолжение истории   Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...

100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)

100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...

Наследие предков - молодым! - (0)

Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...

Еврейское кладбище - (0)

Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...

Музей "Костёнки". - (0)

В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...

 -Метки

Бабушка абхазия акиньшин архитектор архитектура архитектурное наследие библиотека боевая техника больница братская могила великая отечественная война ветераны вов водохранилище война вокзал воронежская область выставка вышивка гагра гостиница грибы дедушка день города день победы диорама дни войны елецких ж/д живность заводы замятнин заповедник земляки имена инки искусство как это было кинотеатр кладбище концерт краеведение купечество ласунский латино левый берег лес личное магазин машмет медицина мемориал миронов москва мост музей музыка новый афон новый год образование отдых отпуск пётр 1 памятник памятник вов память парк перу писатели площадь подвиг пожар праздник природа проект промышленность проспект революции реконструкция религия реставрация рица руины рукоделие семья снег события ссср старые улицы театр торговля туризм усадьбы фауна фестиваль флора фолк храм церковь экскурсии ювжд

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктория_Махракова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) помним История_как_наука Российская_Империя LivePostCards Moja_Polska

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2009
Записей: 521
Комментариев: 1815
Написано: 3477


Проспект Революции, 24. Платоновский сквер.

Воскресенье, 20 Мая 2012 г. 20:56 + в цитатник
Четырехэтажное краснокирпичное здание находится немного в углублении главной улицы и практически скрыто от взоров с проезжей части густой зеленью Платоновского сквера. Собственно говоря, 4-ый этаж появился уже после революции, а до того здание было трехэтажным.
Персоналии, упоминающиеся далее:
Баварский Гавриил Александрович (ок. 1836-1885), аптекарь
Богатырев Петр Григорьевич (1873-1971), литературовед
Бороздин Илья Николаевич (1883-1959), историк
Вернер Карл Андреевич (ок. 1807 -1872), аптекарь
Загоровский Владимир Петрович (1925-1994), историк
Загоровский Павел Леонидович (1892-1952), педагог
Козо-Полянский Борис Михайлович (1890-1957), биолог
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952), искусствовед
Макарий (Троицкий) (ок. 1830-1906), епископ
Немировский Александр Иосифович (1919-2007), историк
Нордштейн Александр Петрович (1809-1880), военный инженер
Переверзев Виктор Егорович (1830-1884), архитектор
Поликарпов Николай Иванович (1871-1934), краевед
Тонков Вячеслав Алексеевич (1903-1974), литературовед
Успенский Михаил Иванович (1866-1942), краевед
Успенский Юрий Иванович (1873-1929), краевед
P1000368 (700x524, 348Kb)
Краснокирпичное здание наискосок от бывшего губернского правления… Воронежцы нескольких поколений прекрасно знают и до гробовой доски не забудут его адрес – проспект Революции, 24. Ведь с этим зданием у них связана память о золотой поре студенчества. Университетский корпус в послевоенные годы гостеприимно принял в свое лоно и недавних фронтовиков, и пришедших со школьной поры юношей. Тут колдовали над своими пробирками химики, а геологи изучали диковинные минералы. Историки и филологи (они учились еще на едином факультете) приходили послушать лекции своих корифеев. Под праздники здесь устраивались студенческие вечера, где в вихре вальса, плавном скольжении танго или под легкомысленную фокстротную музыку завязывались первые знакомства, нередко заканчивавшиеся комсомольской свадьбой.
Ну а теперь обратим свой взор в дали минувшего.
…На дворе осьмнадцатое столетие. На Большой Дворянской, по ее красной линии, стоит одноэтажный с мезонином особняк. На балконе между колоннами сушатся пучки трав и развешаны связки каких-то корешков. Обыватели с почтением взирают на дом: здесь жительствует штаб-лекарь господин фон Мейнике. Душистое хозяйство балкона выращивается позади дома, на «аптекарском огороде» - так называлась в 1780-е годы единственная в городе плантация лекарственных растений. Никаких антибиотиков тогдашние желудки не знавали, а вот отвар пастушьей сумки, или василистника, или же кукушкина горицвета – это другое дело! На поклон к фон Мейнике приходили все – от ремесленника до сановной особы.
Более века в этот каменный, построенный в виде буквы «Г» особняк тянулись жаждущие исцеления. В начале XIX века он принадлежал провизору Францу Петровичу Кинцебаху, а позднее – аптекарю Карлу Вернеру . Страдающих недугами воронежцев пользовали, как видим, немцы: фармацевты они были искусные, да и спирт предпочитали употреблять только по медицинскому назначению.
Излишние покои сдавались внаймы. В середине XIX века здесь снимала помещение губернская строительная и дорожная комиссия, возглавлявшаяся инженер-полковником Александром Петровичем Нордштейном. В свободную минуту он любил почитать журнальные новинки или, открыв тетрадь, именуемую «Всякой всячиной», занести туда очередную порцию слышанных им анекдотов, слухов, дворцовых сплетен. Впрочем, ценил он и запретные сочинения Радищева, Рылеева, Пушкина. А.П. Нордштейн один из первых распознал в И.С. Никитине будущую поэтическую звезду и поддержал его при вступлении на тернистое литературное поприще. В нашей Никитинке имеется экземпляр первого сборника стихотворца (1856) с дарственной надписью «незабвенному» А.П. Нордштейну.

P1000365 (700x524, 349Kb)
В конце 1870-х годов дом с мезонином принадлежал господину Баварскому. «Аптекарского огорода» уже не существовало, и городская дума разрешила использовать это выгодное место для возведения духовного училища. Проект представил архитектор земской управы Виктор Егорович Переверзев. По этому проекту в 1879-1882 годах было выстроено огромное трехэтажное здание из неоштукатуренного кирпича.
Торжественное открытие духовного училища состоялось 24 октября 1882 года. Через несколько месяцев викарный епископ Макарий освятил домовую церковь во имя трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и Св. Димитрия, митрополита Ростовского. В училище получали первоначальное образование сыновья священников, перед тем как вступить под сень семинарских аудиторий. Вскоре и бывшее провизорское гнездо перешло к училищу. Вероятно, тут была контора, а может, и квартиры для преподавателей. Этот белоколонный домик считался едва ли не самым красивым и своеобразным особняком во всем Воронеже. Не случайно о нем писали такие знатоки старой архитектуры, как Г.К. Лукомский и Ю.И. Успенский.
Среди училищных наставников своей особой судьбой выделялись Михаил Иванович Успенский и Николай Иванович Поликарпов. Первый был племянником известных писателей-демократов Глеба и Николая Успенских и весьма разносторонним специалистом. Переехав из Воронежа в северную столицу, он вскоре развернулся там в крупного ученого в области христианской истории, археологии, этнографии, а также древнерусского церковного иконописания. Будучи инспектором Петроградского учебного округа, много сделал для развития педагогической науки. А еще прославился как непревзойденный библиофил, удачливый собиратель книжной старины и рукописей.
Н.И. Поликарпов в 1891-1895 годах был учителем в приготовительном классе и на досуге занимался краеведческими изысканиями: многие его работы по истории епархии не потеряли по сию пору своей познавательной ценности. После 1917 года, несмотря на идеологическое давление со стороны коммунистического режима, решил порвать со светским образом жизни и принять монашество(1922). Став епископом Митрофаном, вел борьбу с церковными обновленцами и поплатился за свою верность каноническому православию: в 1924 году был репрессирован.
Плавное течение нашего сюжета обрывают социальные катаклизмы 1917 года. «Поповское отродье» летом следующего года из здания было изгнано, а вместо него появилась рабоче-крестьянская молодежь. Тут размещались последовательно педагогический техникум, педагогический институт, университет. Старое здание увенчал четвертый этаж, а позднее была сделана и большая пристройка для фундаментальной библиотеки ВГУ (1956): кстати, более тридцати лет здесь, на третьем этаже, проходили заседания кружка любителей книги «Воронежский библиофил».
А что сталось с белоколонным домиком? В 1922 году в нем обитали сотрудники губотдела профессионального образования. После ухода гитлеровцев домик восстановили, и он еще долго украшал собой главную улицу Воронежа. Но вот на рубеже 50-60-х годов городским архитектором стал какой-то ниспровергатель, и очаровательный осколок былого пал жертвой его пагубной страсти к разрушению. Экскаватор с трудом разбивал чугунной «бабой» мощные стены – на глазах у изумленной публики. Сохранись этот особняк поныне – лучшего помещения под литературный музей нечего было бы и желать! А теперь перед красным корпусом – пустырь с одинокой скамейкой и каким-то декоративным керамическим сооружением.
А какие люди вышагивали по широченным коридорам! Какие научные светила всходили на кафедру, дабы приобщить несмышленышей к тайнам познания! Павел Леонидович Загоровский, профессор-психолог.… Это был кумир студенческой ватаги. Он прекрасно разбирался не только в своем предмете, но и в музыке, в изобразительных искусствах. По ходу лекций часто цитировал наизусть стихи отечественных и зарубежных поэтов… Вячеслава Алексеевича Тонкова молодежь любила за незлобливый характер и уважала за преданность местной литературной истории. Карикатуристы не случайно рисовали его в обнимку с Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным. Он всю жизнь занимался изучением и пропагандой творческого наследия поэтов-земляков… Борис Михайлович Козо-Полянский, ботаник с мировым авторитетом. Сверкая начисто лишенным растительности черепом, он бодро взбегал по крутым лестницам, и вся его утесоподобная фигура излучала энергию.… А вот и низенький, кругленький, как мяч, Петр Григорьевич Богатырев, ужасно рассеянный, вечно забывающий свои шляпы. Этот добродушный человек был крупным специалистом в области славянской культуры и, кстати, блестяще перевел на русский язык бессмертного гашековского «Бравого солдата Швейка»… Высокий, худой, с бородкой клинышком, взбирался на четвертый этаж Илья Николаевич Бороздин, и шумная аудитория моментально смолкала, когда он начинал свой рассказ о событиях далекого прошлого. В домашнем тайничке старого профессора лежали книги Бальмонта, Блока, Брюсова, Волошина, Есенина с адресованными ему автографами… Запомнился университетским питомцам и Владимир Павлович Загоровский, сын Павла Леонидовича. Облаченный всегда в безукоризненный свежий костюм, подтянутый и молодцеватый, он увлеченно повествовал о былом нашего воронежского края. Особенно его интересовала кораблестроительная деятельность царя Петра… Александр Иосифович Немировский с горящим взором, вскидывая голову с шапкой курчавых волос, повествовал младшекурсникам о слонах Ганнибала и падшем, наконец, Карфагене. Древний мир оживал в его лекциях в живых красках и осязаемых подробностях. Александр Иосифович тайком писал стихи, а вот его «античные» романы издавались в Москве и имели своего читателя.
Можно было бы перечислить еще уйму достославных имен, связанных так или иначе с этим зданием, которому уже перевалило на второе столетие. В 1970-х годах назад оно было аварийным, и факультеты разъехались кто куда. Позднее здание слегка подлатали, в него вселились различные университетские службы, а когда возник философско-психологический факультет (1996), ему было предложено обосноваться здесь.

P1000367 (700x524, 256Kb)
Сквер возле корпуса, рядом с бывшим губернаторским особняком, раньше пустовал (если не считать громоздкой «Доски почета» с выгоревшими на солнце фотопортретами ударников комтруда). Но вот в сентябре 1999 года все волшебным образом переменилось: появились газоны, скамейки, низкорослые светильники (вскоре, впрочем, разбитые и скореженные), а главное, воздвигся на постаменте бронзовый Андрей Платонов. Нельзя забыть энтузиазма публики на церемонии торжественного открытия монумента (в тот год широко отмечалось столетие со дня рождения писателя). Проспект, вплоть до Никитинской площади, представлял собою необъятное море голов. Едва ли все эти люди были знакомы с платоновскими текстами, но они пришли сюда, чтобы просто высказать свою симпатию сочинителю, про которого знали: затравлен сталинским режимом, а после кончины попал в немилость к перестраховщикам из числа воронежской партноменклатуры.
P1000364 (700x509, 302Kb)
Конкурс на лучший проект памятника выиграла супружеская чета местных скульпторов – Иван Дикунов и Эльза Пак. Выбранный ими пространственный лейтмотив – находящийся в вечном движении, не ведающий покоя, шагающий в бессмертие мастер. Сама фигура подчеркивает ершистый, упрямый, не склонный к компромиссам характер героя. Отношение горожан к памятнику далеко не благостное, да и это естественно: выразить в пластических формах дух уникального платоновского творчества, раскрыть непостижимую глубину и неповторимую художественную самобытность, свойственную произведениям писателя-мыслителя, - это, наверное, под силу лишь такому же, как и он, гениальному ваятелю.
Архитектурное обрамление мемориального комплекса принадлежит Леониду Яновскому и Евгению Соломкину. Они нашли возможным процитировать на постаменте крылатую фразу, произнесенную одним из платоновских персонажей: «А без меня народ неполный». Эти ключевые для авторского мировосприятия слова замечательны тем, что четко фиксируют нравственные ориентиры А.П. Платонова: для него самоценна каждая индивидуальная человеческая судьба.

плат (700x492, 351Kb)
Каким бы ни был платоновский монумент, воронежцы рады тому, что он есть. Ведь появление памятника поставило, наконец, точку в длительном противостоянии между безразличными к собственному культурному наследию властями и истинными патриотами своего края.
Остается добавить, что весь этот участок земли с возвышающимся на нем памятником официально именуется Платоновским сквером. Добро пожаловать! И пусть живые цветы чаще ложатся на гранит – как знак нашей запоздалой земляческой благодарности.

По состоянию на 2012 год в здании располагаются: ВГУ (факультет философии и психологии), Зональная научная библиотека (ВГУ), Системы электропитания (проектно-производственная фирма).
На здании установлена мемориальная доска памяти Софьи Панфиловны Оникиенко (1898-1993) за подвиг спасения книг из библиотеки ВГУ в годы Великой Отечественной войны.
P1000366 (700x524, 310Kb)

Серия сообщений "ОБРАЗОВАНИЕ":
Часть 1 - Необычный педагог - Н. Ф. Бунаков
Часть 2 - Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942)
...
Часть 4 - Проспект Революции, 19. Техноложка.
Часть 5 - Проспект Революции, 20. ВГПГК.
Часть 6 - Проспект Революции, 24. Платоновский сквер.
Часть 7 - Проспект Революции, 29. Духовная семинария.
Часть 8 - Проспект Революции, 32. Дом офицеров
...
Часть 16 - Курсы краеведов-экскурсоводов: лектор А.В. Бережной
Часть 17 - Символы Воронежского края
Часть 18 - Первый раз - в первый класс!

Рубрики:  ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДА
Описание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской).
Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку