-Рубрики

 -Цитатник

Современное искусство - (0)

Кузькин.. продолжение истории   Не хотела даже писать об этом. Но приезд этого предста...

100-летие Первой мировой войны (экскурсия) - (2)

100-летие Первой мировой войны: воспоминания, которые хранит Воронеж В Воронеже состоялась экскурси...

Наследие предков - молодым! - (0)

Объявлены лучшие авторы исследовательских работ «Наследие предков – молодым!» Завершился регио...

Еврейское кладбище - (0)

Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»… Еврейское кладбище города Воронежа &md...

Музей "Костёнки". - (0)

В гости к мамонтам (поездка в музей "Костёнки", Воронежская область) Уникальность этого музея ...

 -Метки

Бабушка абхазия акиньшин архитектор архитектура архитектурное наследие библиотека боевая техника больница братская могила великая отечественная война ветераны вов водохранилище война вокзал воронежская область выставка вышивка гагра гостиница грибы дедушка день города день победы диорама дни войны елецких ж/д живность заводы замятнин заповедник земляки имена инки искусство как это было кинотеатр кладбище концерт краеведение купечество ласунский латино левый берег лес личное магазин машмет медицина мемориал миронов москва мост музей музыка новый афон новый год образование отдых отпуск пётр 1 памятник памятник вов память парк перу писатели площадь подвиг пожар праздник природа проект промышленность проспект революции реконструкция религия реставрация рица руины рукоделие семья снег события ссср старые улицы театр торговля туризм усадьбы фауна фестиваль флора фолк храм церковь экскурсии ювжд

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктория_Махракова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) помним История_как_наука Российская_Империя LivePostCards Moja_Polska

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2009
Записей: 521
Комментариев: 1815
Написано: 3477


Проспект Революции, 18. Музей Крамского

Среда, 02 Мая 2012 г. 16:46 + в цитатник
На этот раз речь пойдет о здании, которое "спрятано" за громадиной ЮВЖД и если не знать, что оно там есть - вполне можно пройти мимо и не заметить этого архитектурного чуда. Лишь очень внимательный прохожий узреет сквозь арочные проемы виднеющиеся стены дворца, построенного в стиле барокко. В здании расположился художественный музей имени И. Н. Крамского, о котором я уже затрагивала тему, но там в основном были картинки. В настоящей же заметке узнаем историю здания.
P1000414 (700x524, 165Kb)
Персоналии, упоминающиеся далее:
Введенский Сергей Николаевич (1867-1940), краевед
Вольховский Владимир Дмитриевич (1798-1841), генерал-майор
Ге Николай Осипович (1796-1855), чиновник
Ге Николай Николаевич (1831-1894), художник
Замятнин Сергей Николаевич (1899-1958), археолог
Зверев Стефан Егорович (1860-1920), краевед
Иевский Николай Никитич (1740-1797), архитектор
Литвинов Василий Васильевич (1873-1941), краевед
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952), искусствовед
Паренаго Михаил Клавдиевич (1876-1930-е гг.), краевед
Потапов Иван Алексеевич (1722-1791), губернатор
Потапова Елена Антоновна (1730-е гг. – 1816), домовладелица
Потапов Александр Львович (1818-1886), шеф корпуса жандармов
Путинцев Алексей Михайлович (1880-1937), литературовед
Руднев Лев Владимирович (1886-1956), архитектор
Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826), декабрист
Сандберг Петр Андреевич (ок. 1734 – после 1809), генерал-майор
Халютин Дмитрий Иванович (1796-1862), генерал-майор
P1000410 (700x524, 280Kb)
Знаете ли вы, что под номером 18 на проспекте Революции мирно сосуществуют два совершенно самостоятельных и друг на друга не похожих здания? В одном разместились управление ЮВЖД и банк «Юго-Восток». А второе... Оно спряталось во дворе у первого, да так ловко, что несведущий человек пройдет рядом и не обнаружит. Когда же заметит, глаз не отведет – до чего же хорош этот нарядный трехэтажный особняк! Настоящий дворец. Кстати, он так и вошел в местную историю – «воронежский дворец». В нем поселились потемневшие от времени картины, мраморные скульптуры, декоративные вазы и прочие предметы, ласкающие взгляд. Это – Художественный музей им. И.Н. Крамского.
P1000360 (700x524, 288Kb)
Начнем с того, что перед вами – единственное в городе здание дворцового типа, построенное в стиле барокко. Посмотрите: какие плавные линии, сколько величия и пышности в пропорциях! Поневоле вспоминаются архитектурные шедевры на берегах Невы.

м кр1 (700x435, 204Kb)
А теперь представьте, что управления ЮВЖД еще нет и над всей округой в уединении господствует лишь этот красавец. Он находился почти в центре огромной усадьбы с флигелями, службами, каретными сараями, с фруктовым садом. Прошлое этого дома всегда вызывало у публики жгучий интерес: когда и для кого возведен?
P1000411 (700x524, 269Kb)
Еще недавно в обывательской среде бытовало на сей счет несколько легенд – одна другой вычурней. Например: здание выстроено для Екатерины II, когда она по дороге в Тавриду намеревалась заехать в Воронеж, и затем подарено ею своему фавориту – фельдмаршалу Потемкину. Или еще: здесь, дескать, жил последний крымский хан
Шагин-Гирей, принявший российское подданство. Явно не хотелось людям расставаться с экзотическими событиями осьмнадцатого столетия.

м крам2 (640x396, 93Kb)
Как нередко случается в жизни, все было гораздо прозаичнее. Но оттого, что померкли легенды, родословная особняка не потеряла своей таинственной притягательности.
Дом принадлежал воронежскому губернатору генерал-поручику Ивану Алексеевичу Потапову. Лицо весьма состоятельное, крупный землевладелец, он мог себе позволить эту роскошь – воздвигнуть для своего семейства прекрасное жилище о трех этажах. Значительную часть работ выполнили его мастеровитые мужички. Судя по открывшимся документам, начало строительства следует отнести к 1777 году, а окончание – к 1779.
После смерти хозяина в 1791 году дом перешел к его вдове, Елене Антоновне. Большую часть времени она проводила в своем имении под Воронежем, в селе Семидубравном, где позднее в гостях у ее внука, гусарского офицера Александра Львовича Потапова, бывал поэт Лермонтов. Генерал-поручица затеялась сделать маленький гешефт и в 1800 году продала строение отставному генерал-майору Сандбергу и коллежскому асессору Белокопытову, которые тоже не остались внакладе: спустя несколько месяцев предложили его перекупить военному ведомству. Дело тянулось долго, но в конце концов сладилось. В 1803 году туда въехали офицеры Комиссариатской комиссии. В интендантскую контору зачастили различные войсковые снабженцы. Они рыскали по складам в надежде отыскать конскую упряжь, ружейное масло, амуницию – да мало ли чего было там припасено?

м крам (700x436, 139Kb)
К тому времени деревянная кровля на доме была заменена на металлическую, сделаны кафельные печи, фасад украсился балконом на железных консолях с чугунной балюстрадой. Расширены были службы с аркадами, вокруг усадьбы появилась решетчатая ограда. Ни один путешественник не мог равнодушно проехать мимо.
В начале ХХ века особняку не повезло. Несколько лет он пустовал, потом городская управа превратила его в казарму для кавалеристов: на постой стали эскадроны 16-го уланского Новоархангельского полка. И когда, наконец, дом был передан – по личному повелению Николая II – под губернский музей (1911), он нуждался не только в капитальном ремонте, но и в серьезной реставрации. Эти работы продолжались в течение 1912-1914 годов, а руководил ими талантливый архитектор В.И. Гайн. Закончить их не довелось: вспыхнула первая мировая... Краеведов потеснили армейские чины – интенданты, медики. В июле 1915 года здесь размещались военнопленные. После революции находились Губархивбюро, Истпарт и Губздравотдел со своими вещевыми складами. Так что лишь в середине 1920-х годов музею удалось закрепиться во всех залах «воронежского дворца».
В 1930-е дом заслонила каменная глыба управления ЮВЖД, и многих горожан это обстоятельство, естественно, сильно огорчало. Когда после войны обсуждался комплексный план восстановления Воронежа, зашла речь о передвижке дворца на территорию Первомайского сада. Но специалисты резонно усомнились: не рассыплется ли сооружение при столь больших динамических перегрузках? Пришлось оставить его на месте. Московский академик Л.В. Руднев нашел соломоново решение: прорезать в толще возрождаемого здания три огромные арки, дабы дворец был виден с тротуара хотя бы частично. Что и было сделано.
P1000412 (524x700, 215Kb)
Многих заинтересует: кто же был творцом замечательного памятника архитектуры? И верно ли, что к авторству причастны такие звучные имена XVIII века, как Бартоломео Растрелли и Джакомо Кваренги? Увы, разговоры о прославленных зодчих – не более чем рабочая гипотеза, а если выражаться откровенней, то просто досужий вымысел. Достаточно изучить биографии Растрелли и Кваренги, чтобы стало ясно: они никакого отношения к «воронежскому дворцу» иметь не могли. По всей вероятности, здание было построено по проекту Николая Никитича Иевского – ведь именно он был первым в Воронеже губернским архитектором и занимал эту должность с 1775 по 1781 год. К тому же документы зафиксировали особое расположение к нему И.А. Потапова, первого хозяина особняка.

м кр2 (700x474, 211Kb)
«Воронежский дворец» примечателен не только своим обличьем, но и тем, что с ним связано немало любопытных человеческих судеб.
Вот, к примеру, Кондратий Федорович Рылеев , принявший мученическую смерть от руки палача в числе пятерых вождей декабристской когорты. Конноартиллерийская рота, к которой был причислен прапорщик Рылеев, по возвращении из заграничных антинаполеоновских походов была переведена на постой в Острогожский уезд. Назначенный квартирьером, Рылеев волей-неволей должен был посещать расположенную в губернском центре Комиссариатскую комиссию. Он и сам сообщал друзьям, что беспрестанно мерзнет в тамошних лабазах (конец 1818 – начало 1819 годов).
Среди скромных интендантских чинов, служивших верой и правдой российскому воинству, назовем Дмитрия Адриановича Вольховского – отца Владимира Вольховского, лицейского товарища Пушкина. Сюда, на воронежский адрес, приходили в конце 1820-х годов эпистолы от сына, уже полковника, обер-квартирмейстера Отдельного Кавказского корпуса... Или коллежский асессор Николай Осипович Ге . Его семья подарила миру чудесного художника, которого тоже звали Николаем. Ни родитель, ни тем более его малолетний отпрыск не могли тогда и предположить, что спустя несколько десятилетий в этих стенах будут экспонироваться полотна Николая Ге-младшего. Много лет управлял Комиссариатской комиссией знакомый нам П.К. Арнольди, один из героев 1812 года, а вслед за ним другой генерал-майор – Д.И. Халютин , достаточно известная в губернии личность.
А сколько неординарных людей побывало в «воронежском дворце» в ХХ веке!
В связи с реставрацией строения приезжал из Петрограда Георгий Крескентьевич Лукомский , известный искусствовед, рисовальщик и описатель древних архитектурных красот на Руси. Заодно он осмотрел в городе все, что счел достойным своего внимания, а вскоре вышла – мизерным тиражом в 250 экземпляров – его богато иллюстрированная книжечка «Воронежская старина» (Пг., 1915).

лукомск (542x700, 30Kb)
После социальных катаклизмов 1917 года гулкие своды особняка слышали голоса наших именитых краеведов, этих бескорыстных рыцарей, для которых местная история стала Прекрасной Дамой. Стефан Егорович Зверев был почтеннейшим работником на ниве просвещения. Именно его инициативе и исключительной энергии обязан своим рождением губернский музей, вступивший уже во второе столетие своего существования.
Михаил Клавдиевич Паренаго – он заведовал историко-культурным музеем – имел выправку кадрового служаки (прежде преподавал в кадетском корпусе). При нем вокруг музея объединились любители воронежской старины. Здесь собирались члены научно-фотографического общества, выпустившего два номера журнала «Светопись».
Алексей Михайлович Путинцев профессорствовал в университете, но часто заходил в музей поболтать с приятелями на любезные сердцу темы. Не было знатока, равного ему по части всего, что касалось жизни и творчества Алексея Кольцова и Ивана Никитина. Осенью 1930 года А.М. Путинцева арестовали и поместили во внутреннюю тюрьму ГПУ. С ним вместе по сфальсифицированному «делу краеведов» проходили тогда Сергей Николаевич Введенский и Василий Васильевич Литвинов – все это были лучшие воронежские интеллигенты. К их числу следует отнести и археолога Сергея Николаевича Замятнина (он успел до репрессий переехать в Ленинград). А собираться вместе все они предпочитали среди музейных реликвий – должно быть, отдыхали здесь душой...
С 1949 года под общей крышей 10 лет размещались тут два музея – краеведческий и изобразительных искусств. Только входы были с разных сторон. Потом музею изобразительных искусств отдали весь дворец, а сравнительно недавно, в 1984 году, с тыльной стороны пристроили к нему так называемый модуль, то есть типовую стальную конструкцию, обложенную кирпичом. Конечно, получился некий архитектурный гибрид – зато у воронежцев есть теперь выставочный зал. Не счесть прошедших в нем больших и малых вернисажей, на которых можно было увидеть самые разные, а порой и неожиданные новинки, в духе нашей плюралистической эпохи.

Серия сообщений "Музеи":
В этой рубрике рассказывается о музеях Воронежа и Воронежской области.


"Музеи - это кладбища искусства". Альфонс де Ламартин
Часть 1 - Музеи Воронежа
Часть 2 - Музей-диорама: экспозиция боевой техники
...
Часть 8 - Дивногорье
Часть 9 - Проспект Революции, 3 (дом И.А. Бунина)
Часть 10 - Проспект Революции, 18. Музей Крамского
Часть 11 - Музей "Костёнки".
Часть 12 - Музей-диорама (история и внутри)
Часть 13 - Наследие предков - молодым!

Рубрики:  ИСКУССТВО
ЗАПИСКИ СТАРОГО ПЕШЕХОДА
Описание зданий, построенных вдоль проспекта Революции (Большой Дворянской).
Материал по книге А. Акиньшина и О. Ласунского «Записки старого пешехода», дополненный фотографиями и примечаниями о том, что нынче находится в том или ином здании. Текст, напечатанный непосредственно из книги, буду выделять курсивом.
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку